Главная » 2012 » Ноябрь » 29 » Сценарий музыкальный в школу
14:11 Сценарий музыкальный в школу |
Тема: «Музыкальный образ»
Цель: развитие активного, осознанного восприятия музыки уч-ся на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.
Задачи: 1) формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передает музыка; 2) воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать его содержание и средства выразительности; 3) развитие умения выявить характерные стилевые особенности музыки; 4) показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы; 5) воспитывать интерес и любовь к музыке.
Оборудование: - компьютер - фортепиано - П. И. Чайковский «Времена года» фортепианный цикл - П. И. Чайковский «Времена года» в оркестровом исполнении - мультимедийная презентация
Ход урока . СЛАЙД I Организационный момент. У: Здравствуйте…….. Тема нашего урока: «Музыкальный образ».
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ С. КРЫЛОВА « ЗИМНЯЯ СКАЗКА».
У: Какой музыкальный образ? Д: У: Холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни снежной королеве. Волшебница, которая очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием. СЛАЙД 2,3,4,5,6,7 Зима, одно из времен года.
У: В музыки какого композитора- классика есть музыкальные образы времен года? Д: Это « Времена года» П.И. Чайковского.
РАЗГОВОР О ЧАЙКОВСКОМ СЛАЙД 8
Чайковский родился за тысячы верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении. Впечатлительного мальчика не могла оставить равнодушным красота тех мест, которую отмечали все жившие в поселке. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером, в окружении родных и близких он любовался тихой картиной заката, слушая доносившуюся издалека песню. Его детство проходило в атмосфере любви и сердечности. Именно здесь в провинции широко и привольно лилась народная песня и звучала выразительная, напевная русская речь. СЛАЙД 9, 10
В большой семье Чайковских между детьми были очень теплые отношения. Родители будущего композитора были людьми интеллигентными и образованными. Часто в их доме звучала музыка, проходили любительские концерты, на которых присутствовал и Петя, очень сильное впечатление производили на мальчика крестьянские песни. Будущий композитор с большой остротой воспринимал весь окружающий мир, в котором природа занимала огромное место. Всю свою любовь к природе Чайковскому удалось передать в своих произведениях.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О ЧАЙКОВСКОМ СЛАЙД 11 муз. Л. Ивановой сл. С. Широбокова У: Какой образ? Д: Образ русской природы, ласковый, нежный, с оттенками грусти. У: Важнейшее качество музыки Чайковского- то, что он был до глубины души русским человеком. Он любил русскую песню, русскую природу, русское искусство, любил русского человека.
Времена года Чайковского - одно из любимых произведений миллионов почитателей его таланта У: Времена года написаны в жанре? Д: Фортепианный цикл. У: Сколько частей в цикле? Д: 12. У: А как Чайковскому пришла такая интересная мысль - написать музыку круговорота, смены времен года? Д: Редактор Петербургского журнала «Новеллист» Н.Бернар предложил композитору поместить в журнале пьесы, которые будут соответствовать впечатлениям определенного месяца У: В декабрьском номере за 1875 г. было напечатано сообщение, что знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал редакции свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций, характер которых будет соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в который каждая из них появиться в журнале. Издание выходило первого числа каждого месяца. Композитор начал сочинять цикл пьес. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель. Это цитаты стихов русских поэтов - А.С.Пушкина, П.Вяземскова, А.Фета, Жуковского.
У: СЕЙЧАС МЫ ПОСЛУШАЕМ ОДНО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТОГО ЦИКЛА. У: Какое настроение? Д: У: Какое состояние души? Д:… У: Какие средства музыкальной выразительности? Д: Мажорный лад, подвижный темп, яркая динамика У: Какой изобразительный момент использует П. И. для создания музыкального образа? Д: Имитация бубенчика У: Интонации? Д: Интонации русской народной песни
У: Какое время года? Д: У: Образ какого месяца? Д: У: Месяц ноябрь называется « На тройке»
СЛАЙД 12,13,14 СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. У: Какое настроение? Д: Радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надежда счастья, упоение расцветающей природой. Волнение, которое происходит во время смены весенней природы, и радость и надежда на будущее У: Какой образ? Д: Образ чистый, прозрачный Музыка проникнута порывом, взлетом эмоций. У: Ритм? Д: Вальсообразный
У: Какое время года? Д: У: А как вы воспринимаете это время года? Д: У: Какой месяц? Д: У: Как он называется? Д: Подснежник. У: Подснежник- символ надежды и любви, символ счастья и любви, пробуждение природы. СЛАЙД 15,16,17,18
СЛУШАНИЕ. АПРЕЛЬ. В оркестровом варианте.
Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее наигрованием, как бы ни прекрасны были леса и поля, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь- все же образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. У: Времена года - это только образ природы? Д: Нет Это не столько зарисовки состояния природы, сколько выражение смены состояний человеческой души. СЛАЙД 19
У: У Чайковского- это скорее ландшафты души, ее движение и состояние. « Не мне, конечно, определять достоинства моих писаний, но могу, положа руку на сердце, сказать, что они все пережиты и прочувствованы мной и исходят непосредственно из души моей,- признавался Чайковский. И для меня величайшее благо, что есть на свете другая родственная мне душа, которая так чутко отзывается на мою музыку. Мысль, что она прочувствует все, чем я был полон, когда писал то или иное сочинение, всегда воодушевляет и согревает меня». Писал Чайковский Н.Ф.фон Мекк.
ИТОГ У: Какие музыкальные образы звучали сегодня на уроке? Д: У: Музыкальные образы зимы и весны - это не только яркие картины, но и увлекательное стремительное движение в будущее, порыв к счастью. Музыка учит слышать, чувствовать природу, ее красоту, а через нее понимать красоту нашей жизни. К какому бы жанру не обращался бы П. И. Чайковский, его музыка узнаваема - это наша музыка, певучая, мелодичная, протяжная и красивая. Такая же красивая, как наша необъятная Родина- Россия с ее могучей природой, замечательными людьми, многонациональной культурой, ее народными обычаями, нравами и духовными традициями, родными просторами и местами, которые так дороги каждому человеку. У: Какие чувства, вечные слова соответствуют музыкальному образу музыки Чайковского? Д: Любовь, вдохновение, природа, мама, счастье, радость. СЛАЙД 20,21,22,23,24 У: Времена года - как символ жизни, как ИСПОКОНВЕЧНЫЕ знаки космических стихий, отраженных в повседневности земного бытия. Цикл, круг, замкнутость…
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ К.Кельми «Замыкая круг». СЛАЙД 25
Д. З.: Какие авторы и какого жанра имеют произведение под названием «Времена года»? СЛАЙД 26
|
Категория: Музыкальные |
Просмотров: 785
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|